Публикации о саморегулировании

Фотогалерея

Copyright

"О реформировании ценообразования в строительстве в современных условиях"

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

О реформировании ценообразования в строительстве

в современных условиях

В. А. Терентьев, генеральный директор СРО НП «Строители Урала», к.э.н., заслуженный строитель РФ, г. Пермь

В Москве 13 декабря 2012 года в рамках Дня саморегулирования рассмотрены актуальные вопросы дальнейшего развития инвестиционно-строительной сферы, являющейся одним из приоритетных секторов российской экономики и позволяющей значительно улучшать жизнедеятельность и комфортные условия проживания граждан России. И в то же время строительная отрасль остро нуждается в поддержке со стороны органов власти: в стимулировании ее развития, создании благоприятного предпринимательского климата, инвестиционной привлекательности. Одним из важных вопросов на пленарном заседании была рассмотрена тема о реформировании системы ценообразования в контексте российского законодательства, в том числе законопроекта о федеральной контрактной системе.

Переход России к рыночным отношениям и структурная перестройка экономики привели к коренным изменениям социально-экономического развития страны, одним из главных направлений которого является вопрос ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Вопрос о необходимости реформирования системы ценообразования в современных условиях неоднократно поднимался на всероссийских форумах строителей с участием Министерства регионального развития РФ, депутатов Государственной Думы, ответственных работников Правительства РФ.

Идеология реформы возникла с выходом Приказа Минрегиона России от 11.04.2008 г. № 44, утверждающего «Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности».

Реформа ценообразования идет четырнадцать лет, при этом нормативная база практически не меняется и фактически опирается на устаревшие СНиПы. В то же время для внебюджетных строек инженерами-сметчиками разработаны и применяются вполне современные сметные стандарты.

Особо следует подчеркнуть, что сферы регулирования сметного и технического нормирования характеризуются общими принципами:

- единый подход к разработке методологических и методических документов;

- использование системы технических документов, национальных стандартов и сводов правил;

- взаимосвязь стоимостных и технических норм, единый понятийный инструментарий.

До недавнего времени на всей территории России действовала единая сметная база 2001 года. В 2008, 2009 годах данная база «обновлялась», была переиздана и продвигалась как эталон. Однако она не стала ни точнее, ни прозрачнее, в ней упоминаются тысячи устаревших норм и расценок 30–40-летней давности. Отсутствует стимулирование применения новых технологий, новейших строительных материалов. Как следствие, за период с 2010 по 2012 годы вышло 35 приказов Минрегиона России с изменениями и дополнениями к утвержденным ранее государственным сметным нормативам (только к сборнику цен на материалы, изделия и конструкции внесено около 30 000 поправок и дополнений), что свидетельствует о внедрении якобы «новой» системы ценообразования без необходимых экономических расчетов, профессиональной оценки и экспертиз, интеграции межведомственных баз данных. При этом строительные организации вынуждены за деньги постоянно приобретать сметные сборники с вносимыми изменениями на договорной (рыночной) основе.

Так, приказом Минрегиона России от 17.11.2008 г. № 253 были утверждены стоимостные нормативы устройства буронабивных свай, технология производства которых широко используется на строительстве олимпийских объектов. Применение «обновленных» нормативов повлекло за собой безосновательное завышение сметной стоимости в несколько раз. Показателем уровня этих нормативов стало уточняющее письмо Минрегиона России от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08, в котором предлагается при составлении сметной документации на устройство буронабивных свай к прямым затратам в базисном уровне цен применять понижающий поправочный коэффициент 0,4.

О низком качестве новейших нормативов также свидетельствует решение по ГК «Росатом», запрещающее применять при строительстве атомных электростанций нормативы, введенные приказом Минрегиона России от 27.02.2010 г. № 81 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 253 «Об утверждении государственных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы в сфере градостроительной деятельности».

Данная стратегия реформирования ценообразования в строительстве при сложившемся положении не сможет и не позволяет строительной отрасли стать конкурентоспособной на международном рынке.

Действующие методические документы помимо потери своей актуальности не отражают целостного алгоритма формирования стоимости строительной продукции. В каждом из них освещен, как правило, «узкий» вопрос: сметные цены на материалы и их перевозку, на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, оплату труда (соответственно в МДС 81-2.99, МДС 81-3.99, МДС 83-1.99) и т.д. Большинство методических документов, введенных в федеральный реестр сметных нормативов, по своей сути, направлены на разработку сметных норм, расценок и цен. В ряде названий действующих МДС даются указания о том, как разрабатывать нормы. А пользователю (заказчику, подрядчику, сметчику и др.) нужна настольная книга о том, как ему работать - как применять нормативы, как составлять сметы, как определять стоимость.

Процесс реформирования ценообразования, полагаем, надо начинать с принципиальной переработки основного документа системы методического регулирования – «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004, которая должна соответствовать положениям статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и раздела 11Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В ней необходимо установить требования к оформлению сметной документации и созданию единого подхода к формированию сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом изменений в законодательстве, новых методов строительного производства.

По нашему мнению, чтобы придать более целеустремленный и комплексный характер реформированию системы ценообразования в строительной отрасли, следует принять во внимание следующее (разумеется, далеко не исчерпывающего хода рассмотрения):

1. Нужен новый отсчет во времени, например 2010 год, когда процесс инфляции стабилизировался (5–6 % в год) и цены на строительные материалы и механизмы не различаются в несколько раз по периодам инвестиционной деятельности «проект – строительство».

2. Оперативное реагирование на изменение рыночных цен на строительные ресурсы, для этого требуется соответствующая система мониторинга рынка.

3. Своевременность учета новых технологий строительства, что позволит актуализировать сметные нормативы.

4. Укомплектование специализированных организаций – разработчиков технологических карт и сметных норм опытными кадрами специалистов.

5. Понимание производителей стройматериалов, поставщиков продукции, что предоставление информации о текущих ценах и номенклатуре применяемых материалов является важнейшей задачей для оказания содействия реформе ценообразования.

В настоящее время, при несовершенных законодательных актах и сметно-нормативной базе, деятельность целой армии специалистов по своей сути становится бессмысленной: результаты разработки проектно-сметной документации (далее – ПСД), экспертизы ПСД, проверки достоверности определения стоимости строительства оказываются ненужными, так как ее дискредитирует Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. При этом за семь лет действия вышеупомянутого нормативного акта многиезаказчики чинят произвол и диктуют условия работы по выгодным им «понятиям» (максимальное снижение цены, коррупционная составляющая). В результате аукцион выигрывают, как правило, строительные организации и компании, не обладающие необходимой компетенцией, с безответственным отношением к качеству и соблюдению проектной документации, которые затем нанимают с еще меньшей ценой местных строителей, вынужденных из безысходности идти на кабальные условия! Тем самым наносится ущерб экономике страны от недобросовестной конкуренции. Демпинг снижает качество, добросовестные строительные компании не могут развивать производственную базу.

Кроме того, как показывает практика, на строительных площадках работает большая армия неквалифицированной рабочей силы с целью искусственного удешевления (любой ценой) стоимости строительства. Какой разговор в этом случае может идти о соблюдении сводов правил, в том числе стандартов НОСТРОЙ!

Вынужден высказать мысль, что законопроект о Федеральной контрактной системе повторяет те же самые болезненные пороки прежней системы по размещению заказов для государственных нужд по объектам капитального строительства. Порочная тенденция конкретизации процедуры по снижению начальной цены до 25 % без экономического обоснования, которая позволяет участникам размещения заказа пренебрегать требованиями утвержденной проектно-сметной документации, соблюдением технических регламентов и национальных стандартов, вряд ли сможет достичь народнохозяйственного эффекта. Данная новелла вступает в противоречие с Градостроительным кодексом РФ и подзаконными нормативными актами Правительства России. Пора уже понять всем, что соблюдение проекта является законом для исполнителей, осуществляющих его реализацию, отступление от проектной документации карается законом.

Законопроект о ФКС в очередной раз ставит подрядчиков в неравные условия с другими субъектами рынка, при отсутствии оборотных средств, высоких ставках по банковским кредитам. Надо добиваться принятия отдельного нормативного акта, регламентирующего размещение заказов на торгах по объектам капитального строительства и учитывающего специфику отрасли, долговременный процесс создания строительной продукции. Строители России искренне рассчитывают, что поправки Национальных объединений НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ будут учтены Государственной Думой.

Практика показывает, что участники размещения заказов сегодня экономят на следующих статьях затрат:

1. На сметной прибыли. Но в этом случае предприятие не может развивать производство и социальную сферу, что ведет к ее стагнации и дальнейшему разорению. Субъекты предпринимательской деятельности по законам рынка должны работать с прибылью.

2. На оплате труда рабочих. Строительная фирма не выполняет социальную функцию перед обществом, уменьшая выплаты заработной платы рабочим, сокращает налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

3. На машинах и механизмах. Подрядная организация не сможет обновлять технический парк, использовать новые технологии и повышать производительность труда.

Мы сделали анализ снижения цены контракта и пришли к заключению, что максимальный порог уменьшения аукционной заявки возможен на 7-10 процентов за счет организационно-технических мероприятий, снижения административно-коррупционной составляющей.

Снижение стоимости СМР при проведении аукциона более чем на 10 % за счет вышеуказанных статей стоимости строительной продукции (фонд оплаты труда, эксплуатация строительных машин, сметная прибыль) свидетельствует о том, что организация будет работать в убыток или использовать некачественные строительные материалы и неквалифицированную рабочую силу и не пополнять бюджетные отчисления. При всех равных условиях заявка данной компании должна отклоняться по норме закона, которую необходимо прописать в Федеральной контрактной системе.

СРО НП «Строители Урала» неоднократно ставило вопрос о включении функций технического заказчика в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624. Тем самым через систему саморегулирования можно добиться безусловного исполнения требований проектной документации всеми участниками инвестиционно-строительного процесса – заказчиками, подрядными и специализированными (субподрядными) организациями.

Полноценная сметно-нормативная база, позволяющая перейти к управлению стоимостью при проектировании и строительстве, имеет первостепенное значение не только для оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых из государственного бюджета, но и для проверки достоверности их сметной стоимости.

В рыночной экономике процесс ценообразования между субъектами осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением. Роль государства заключается в поддержке отечественного товаропроизводителя. При анализе действующих законодательных и нормативных актов складывается впечатление, что вРоссии, к сожалению, отсутствует заинтересованность в развитии строительного отраслевого рынка и услуг, его материально-технической базы, гарантированной защите прав инвесторов, производителей от импортных интервенций.

Зарубежный опыт в области формирования стоимости объектов свидетельствует о высоких требованиях к сметной документации, используемой при выборе подрядчика на торгах. Главное для инвестора – потребительские качества конечной продукции. Понятие соотношения «цена – качество» является центральным элементом решений в рамках политики цен.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена вступлением России в ВТО, что ставит перед отраслью задачу разработки стандартов нормативной базы ценообразования в строительстве с учетом мировой практики и внешнеэкономической деятельности.

Реализуемая модель реформирования системы ценообразования в строительстве диктуется практической необходимостью выстраивания реальной государственной политики на этом направлении с непременным тщательным учетом широкого спектра интересов и возможностей, учитывающих характерные территориальные особенности регионов России.

На основании вышесказанного и при условии цивилизованного формата взаимодействия, считаем важным поставить вопрос о вовлечении в процесс разработки новой сметной нормативной базы всех участников строительной деятельности, субъектов Российской Федерации, Национальных объединений изыскателей, проектировщиков и строителей при должной координации работ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Госстроем.

Предлагаем Комитету по ценообразованию НОСТРОЙ включить вопрос о реформировании системы ценообразования в строительстве на современном этапе в план работы на 2013 год.

Ключевые слова: стандарты нормативной базы ценообразования, законопроект «О федеральной контрактной системе», цена, качество, требования к проектной документации, заказчик, торги.

Используемая литература:

1. Градостроительный кодекс РФ;

2. Приказ Министерства регионального развития РФ от 11.04.2008 № 44 «Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности»;

3. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

4. Приказы Минрегиона России «Об утверждении государственных сметных нормативов в сфере градостроительной деятельности»;

5. Приказы Минрегиона России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства регионального развития Российской Федерации" (Тридцать пять документов);

6. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 «О проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета».

Прикрепленные данные
Наименование
Размер
  Реформирование ценообразования в строительстве в современных условиях 330.9 Кб

М.М. Посохин: «В работе обеспечиваем открытость»

«Важнейшее значение имеет созданная в Национальном объединении проектировщиков система Окружных конференций, координаторов СРО по федеральным округам и Москве и региональных представителей в субъектах Российской Федерации. Благодаря этим институтам осуществляется тесное взаимодействие НОП с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и с региональными органами государственной власти. 
Деятельность координаторов СРО и региональных представителей в субъектах Российской Федерации позволяет обеспечить выработку консолидированного мнения профессионального сообщества по вопросам совершенствования деятельности в области архитектурно-строительного проектирования, в том числе в виде конкретных предложений в законодательные, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы. Обеспечивается представление интересов Национального объединения в регионах, взаимодействие Национального объединения, саморегулируемых организаций и их членов с органами государственной власти в регионах, информирование саморегулируемых организаций и их членов об изменениях нормативной правовой базы, содействие реализации принятых решений советов и съездов Национального объединения и участие в значимых мероприятиях, проводимых в регионах» 

Президент Национального 
объединения проектировщиков, 
Народный архитектор России 
Академик

Анонсы мероприятий НОП


Показать все анонсы

Анонсы отраслевых мероприятий


Показать все анонсы