Публикации о саморегулировании

Фотогалерея

Copyright

О системе научно-методического обеспечения проектной деятельности

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

О системе научно-методического обеспечения проектной деятельности

Основной задачей каждой проектной организации является выпуск качественной проектной продукции или оказания качественных проектных услуг.

Этой задаче должны отвечать все процессы проектного производства и обеспечивающие виды проектной деятельности и, прежде всего, информационное и научно-методическое обеспечение.

Система научно-методического обеспечения должна создать предпосылки для принятия исполнителями при проектировании нормативно обоснованных, технически грамотных эффективных проектных решений, условия методики работы службы организационно-технологической подготовки проектирования конкретных объектов, внедрение передового опыта в проектной организации и ее подразделениях.

В настоящий момент в проектно-строительной сфере России идей процесс формирования системы межгосударственных нормативных документов в строительстве (МСН 10-01-2012).

Структурой системы определена номенклатура объектов регулирования, включающая три группы технических нормативных документа:

– межгосударственные строительные нормы - МСН;

– межгосударственные своды правил по проектированию и строительству — МСП;

– межгосударственные стандарты (в области строительства, включая строительные материалы и изделия) — ГОСТ.

В Приложении А МСН 10-01-2012 приведены разделы Системы, комплексы документов и состав комплексов. В 69 разделах системы выделены:

– общие документы на процессы в строительстве;

– общие нормативные документы на здания и сооружения;

– нормативные документы по градостроительству, зданиям и сооружениям определенного назначения;

– нормативные документы на строительные конструкции зданий и сооружений и их элементов (изделия),

– нормативные документы на внешние сети, внутренние инженерные системы и санитарно-техническое оборудование.

В этих разделах 12-й комплекс регулирует проектирование: МСН 12-01 «Разработка и утверждение проектной документации для строительства».

В комплекс войдут Межгосударственные своды правил по организации проектирования, Межгосударственные стандарты по оформлению документации.

20-й комплекс документов «Механическая безопасность строительных сооружений» будет состоять из 5 норм обязательного применения, а также сводов правил по обеспечению механической безопасности строительных сооружений и стандартов на методы испытания добровольного применения.

Три комплекса документов определяют требования по обеспечению пожарной безопасности, защите здоровья людей от неблагоприятных условий и воздействия среды, безопасности людей, удобства и доступности среды при использовании зданий и сооружений.

Два комплекса относятся к обеспечению требований по энергосбережению и теплоизоляции, размерностной взаимозаменяемости и совместимости. Отдельный комплекс нормативных документов по градостроительству будет состоять из МСН 30-01 (планировка и застройка территорий, городских и сельских поселений) и Межгосударственных сводов правил по размещению объектов строительства на территории.

Комплекс «Жилые, общественные и производственные здания» включает нормы проектирования девяти типов объектов капитального строительства (здания жилые многоквартирные, одноквартирные, общественные здания и сооружения, производственные здания и сооружения, стоянки автомобилей, склады лесных материалов, нефти и нефтепродуктов, котельные, холодильники).

Комплекс сооружений транспорта состоит из 8 норм проектирования (автомобильные и железные дороги, мосты и трубы этих дорог, тоннели, аэродромы, метрополитены, трамвайные и троллейбусные линии, промышленный транспорт).

Выделены комплексы нормативных документов по гидротехническим и мелиоративным сооружениям, трубопроводам для нефти, газа и продуктам их переработки.

В нормативных документах на внешние сети, внутренние инженерные системы и санитарно-техническое оборудование выделено четыре комплекса: водоснабжение и канализация, теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, газоснабжение, электроснабжение, системы сигнализации, управления и связи.

Нормы проектирования строительных конструкций зданий и сооружений и их элементов будут включать восемь комплексов нормативных документов по основным элементам и применяемым материалам (основания и фундаменты зданий и сооружений, конструкции каменные и армокаменные, железобетонные и бетонные, металлические, алюминиевые, деревянные, из других материалов, окна, двери, ворота и приборы к ним).

Определены комплексы нормативные документов на строительные материалы и изучение включают межгосударственные стандарты по классификации, техническим требованиям, правилам контроля, методам испытаний, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению на десять видов.

МСН 10-01-2012 устанавливаются основные принципы, порядок разработки, утверждение и введение, предусматривается работа по гармонизации и сближению с требованиями международных и европейских стандартов.

Проектному сообществу предстоит в этой работе решать, по меньшей мере, три задачи:

– участвовать в обсуждении проектов нормативных документов;

– руководствоваться введенными документами;

– методически обеспечить применение нормативов при разработке проектных решений.

Это задачи сегодняшнего и ближайшего будущего. Как решаются задачи обеспечения проектного производства в настоящее время? По нашему мнению, они носят неорганизованный характер. Каждая организация решает их самостоятельно в зависимости от финансовых возможностей и компетентности руководителей проектных организаций и персонала. СРО проектировщиков, Комитеты НОП участвуют в рассмотрении проектов нормативных документов, проводя недостаточно системно экспертизу, частично финансируя эту работу.

Количество нормативных документов обязательного и добровольного применения в процессе проектирования различных типам объектов и видам проектов значительно. Оценки разнятся от нескольких тысяч до десятка тысяч. Некоторым путеводителем может служить ежегодный перечень «Нормативные, методические документы и другие информационные издания по строительству», ежемесячные дополнения и изменения, а также Справочное пособие к нему, которое содержит информацию о действующих нормативной и методической документации с указанием в хронологической последовательности замены отмененных документов, а также сведений об утверждении, сроках введения в действие документов, внесении изменений и отмене. Издает и распространяет на платной основе ОАО «ЦИТП им. Г. К. Орджоникидзе» (эл. почта: mail@gupcpp.ru, сайт: www.oaocpp.ru) формативную, методическую, типовую проектную документацию, справочно-информационные и другие издания — более 2,5 тысяч наименований.

Вышеупомянутый перечень состоит из 21 раздела, содержание которых отражает их наименование, которые ниже приведены:

– Технические регламенты,

– Федеральные законы,

– Своды правил (СП) — актуализированные СНиП, утвержденные Минергионом России,

– Своды правил (СП), утвержденные Минрегионом России,

– Своды правил (СП), утвержденные МЧС России,

– Строительные нормы и правила (СНиП),

– Документы по ценообразованию и сметному нормированию в строительству (ГСН, ГЭСН, ФЕР, ФССЦ, ФСЭМ, НЦС, ГОР, СБЦП, МДС 81-, МДС 83-, методические документы, сборники, пособия, справочники),

– Национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р),

– Стандарты СЭВ (СТ СЭВ),

– Международные стандарты качества серии ИСО,

– Своды правил по проектированию и строительству (СП) и другие рекомендуемые документы (СН),

– Руководящие документы системы (РДС)

– Руководящие документы МЧС России (НПБ, РД, методические и справочные документы),

– Ведомственные строительные нормы, санитарные нормы и правила (ВСН, ГН, И, МР, МУ, МУК, ОНД, Р, СанПиН, СН, СО, СП),

– Территориальные строительные нормы (ТСН),

– Документы министерств и ведомств (методические рекомендации, ОДМ, ПОТ Р М, ПР, Р, РД, правила, положения, требования и др.),

– Стандарты и рекомендации организаций,

– Методическая документация и издания (МДК, МДС, МИ, НПРМ),

– Информационные документы (ИД),

– Другие информационные издания,

– Типовые технологические карты на производство отдельных видов работ,

– Справочно-информационные издания (информационный бюллетень, перечни, указатели, каталоги).

Анализ наименований методической документации и изданий, информационных документов и других информационных документов, приведенных в Перечне, показывает их незначительное количество: около 30-ти методических рекомендаций по проектированию, чуть более десятка пособий и каталогов.

Очевидна необходимость формирования системы обеспечения научно-методической документацией проектной деятельности проектных организаций (далее система). Основой такой системы должно быть взаимодействие четырех заинтересованных сторон: проектных организаций, СРО проектировщиков, Национального объединения проектировщиков и федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Остановимся на основных элементах такой системы: по видам взаимодействия, требованиям к ней, принципам формирования. Для обеспечения выпуска качественной проектной продукции с учетом процесса разработки и введения межгосударственных нормативных документов в строительстве и гармонизации с международными и европейскими стандартами необходимо функциональное взаимодействие, т. е. обеспечение интересов заказчиков проектной продукции, проектных организаций, проектного сообщества и общества в целом. Необходимо взаимодействовать по отдельным направлениям: выработки государственной политики в области проектной деятельности, ее надлежащего уровня финансирования, обеспеченности нормативными и методическими документами, выполнение требований инновационности, энергоэффективности, перехода к «зеленому» строительству.

Система должна основываться на обязательстве сторон обеспечить открытость для всех, добровольно взять его и соблюдать требования информационной прозрачности, способность решать проблемы, волнующие проектные организации и СРО проектировщиков, соблюдения нормативных правовых актов, норм технического регулирования, стандартов, сводов правил.

Формирование системы возможно, если будут соблюдаться принципы: существенности обеспеченности научно-методической документацией проектных организаций; полноты понимания потребности в обеспечении и ожидаемых результатов, учета их мнений по значимым для деятельности вопросам; готовности реагировать по вводимой и изменяемой документации и существенным вопросам деятельности.

В масштабе СРО проектировщиков необходимо взаимодействие с проектными организациями по следующему кругу вопросов:

– установления перечня научно-методической документации существенной (значимой) для каждой проектной организации;

– информирования по действующим документам и вносимым изменениям;

– обязательство проектных организаций информировать СРО по существенным для их деятельности документам и о мнении по потребности в разработке и совершенствовании;

– установление мер по обеспечению качества проектной документации, совместных с региональными органами власти и организациями (экспертиза, строительный надзор и др.).

В масштабе Национального объединения проектировщиков круг вопросов взаимодействия должен охватывать:

– установление перечня научно-методической документации существенных в целом для проектной деятельности и отдельных (отраслевых) СРО проектировщиков;

– информирование СРО проектировщиков по действующей документации, вновь вводимой и вносимых изменениях;

– обязательство СРО проектировщиков информировать НОП о существенных для проектной деятельности научно-методической документации и о мнениях потребности в разработке и совершенствовании;

– информировать Минрегион и Госстрой РФ о научно-методической документации, существенной для проектной деятельности;

– устанавливать потребность в разработке и изменениях научно-методической документации.

Процесс взаимодействия по обеспечению научно-методической документации может включать:

– разработку методик и процедур обеспечения документацией проектных организаций, определения существенных вопросов, имеющих отношение к их деятельности и разрабатываемых ими проектов;

– выработку стратегии взаимодействия заинтересованных сторон, определения содержания, цели и области взаимодействия;

– разработку плана взаимодействия и графика реализации системы обеспечения научно-методической документацией проектных организаций;

– определение наиболее эффективных методов взаимодействия;

– наращивание и укрепление потенциала проектных организаций и СРО проектировщиков;

– накопление опыта и совершенствование навыков развития системы;

– внедрение и усвоение документов в процессах проектирования;

– измерение и оценка результативности системы.

Мотивация и заинтересованность сторон базируется на их ответственности, влиятельности, тесноте общения, зависимости, представительности, желании и замыслах обеспечить выпуск качественной проектной продукции.

Проектные организации в соответствии с действующим законодательством, Уставом СРО и Положениями ответственны обеспечить инновационность и качество проектной документации, а СРО проектировщиков, выдавая допуск, ответственно, что проектная организация отвечает за соблюдение указанных документов.

Национальное объединение проектировщиков ответственно, согласно Градостроительному кодексу и Уставу, организовывать информационное обеспечение, осуществлять методическую деятельность.

Органы исполнительной власти ответственны, согласно Градостроительному кодексу, за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения страны, за недопущение нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

Проектные организации оказывают влияние на обеспечение качества жизни населения, принимая те или иные проектные решения. СРО, выдавая допуск на право заниматься проектной деятельностью, этим влияет на то, может или нет быть выпущена качественная проектная продукция. НОП формирует предложения по вопросам выработки государственной политики в области проектирования. Правительственные органы обладают полномочиями по техническому регулированию, установлению видов деятельности, ведению информационного обеспечения градостроительности, принятию решений по составу проектной документации, тем самым оказывают наибольшее влияние.

Теснота общения проектных организаций и СРО проектировщиков сводится к принятию стандартов и правил, положений на общих собраниях, определяющих сферу их ответственности и права, а также при выдаче допуска, внесении изменений, проведении контроля, организации повышения квалификации и аттестации персонала. Общение СРО проектировщиков, проектных организаций ограничивается участием в съездах, конференциях, круглых столах, проводимых Советом НОП и его комитетами. Общение с органами власти на федеральном уровне ограничивается участием представителей НОП в Координационном Совете Минрегиона РФ.

Положения, подчиненность, зависимость сторон при взаимодействии связаны с административными и экономическими отношениями. СРО проектировщиков и НОП зависят от уплаты взносов и их величины, в тоже время СРО по отношению проектных организаций осуществляет организационно-распорядительные меры и функции, определенные законодательством, Уставом и Положениями СРО. Органы власти через НОП и СРО при реализации своих полномочий, определенных законодательством по контролю и надзору, выполняют свои функции через организационно-распорядительные меры.

Действия от имени и в интересах, т. е. представительство представляет пирамиду, на вершине которой обеспечение комфортных условий проживания населения и экономического развития страны, в основании проектные организации, их интересы представляют СРО, интересы СРО — НОП, НОП через органы власти все проектное сообщество.

СРО проектировщиков, учитывая коммерческие интересы проектных организаций, должны осуществлять деятельность по содействию научно-методического, информационного обеспечения и устойчивой хозяйственной, производственной деятельности НОП, содействию экспертизы нормативных правовых актов.

Какие, по нашему мнению, наиболее существенные, значимые вопросы взаимодействия при формировании системы обеспечения научно-методической документации проектной деятельности? Можно выделить пять блоков:

– политически важная — формирование государственной политики в области проектной деятельности, выработка градостроительной доктрины, формирования системы нормативного, правового, научно-методического обеспечения, норм технического регулирования;

– финансовая деятельность и соблюдение требований законодательства: формирование спроса на проектную продукцию, конкурентной среды; процедуры представления исходных данных, технических условий, прохождения экспертизы, проведение авторского надзора;

– деятельность по разработке и введению и освоению межгосударственных норм и правил, международных стандартов и Евросоюза;

– отставание интересов проектного сообщества, создания условий для устойчивого развития проектной деятельности;

– выполнение социально-этических норм созданием и сохранением рабочих мест архитекторам и инженерам с комфортными условиями работы и достаточным уровнем оплаты труда.

Борис Генералов,
член Совета НОП,
руководитель ПДМРГ


М.М. Посохин: «В работе обеспечиваем открытость»

«Важнейшее значение имеет созданная в Национальном объединении проектировщиков система Окружных конференций, координаторов СРО по федеральным округам и Москве и региональных представителей в субъектах Российской Федерации. Благодаря этим институтам осуществляется тесное взаимодействие НОП с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и с региональными органами государственной власти. 
Деятельность координаторов СРО и региональных представителей в субъектах Российской Федерации позволяет обеспечить выработку консолидированного мнения профессионального сообщества по вопросам совершенствования деятельности в области архитектурно-строительного проектирования, в том числе в виде конкретных предложений в законодательные, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы. Обеспечивается представление интересов Национального объединения в регионах, взаимодействие Национального объединения, саморегулируемых организаций и их членов с органами государственной власти в регионах, информирование саморегулируемых организаций и их членов об изменениях нормативной правовой базы, содействие реализации принятых решений советов и съездов Национального объединения и участие в значимых мероприятиях, проводимых в регионах» 

Президент Национального 
объединения проектировщиков, 
Народный архитектор России 
Академик

Анонсы мероприятий НОП


Показать все анонсы

Анонсы отраслевых мероприятий


Показать все анонсы