Публикации о саморегулировании

Фотогалерея

Copyright

О задачах развития института саморегулирования проектной деятельности

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

О задачах развития института саморегулирования проектной деятельности

Прошедший VIII съезд Национального объединения проектировщиков (28 марта 2013 г.) и предшествующие ему окружные конференции саморегулируемых организаций проектировщиков в федеральных округах показали, что при обсуждении практически любого вопроса повестки дня либо явно, либо косвенно высказывались сомнения в достаточности усилий Комитетов, Совета НОП, самим СРО по развитию проектной деятельности. При положительной оценке работы НОП со стороны законодателей и исполнителей власти на федеральном уровне остается открытой оценка самим проектным сообществом, а это почти 40 тысяч проектных организаций и 450 тысяч высококвалифицированных специалистов: архитекторов и инженеров. Постоянно звучат упреки о перерасходах в разы при реализации значимых для страны инвестиционных проектов, о запустении территории России. Так, по данным Всероссийской переписи 2010 года в России 2386 городов и поселков городского типа, из них 15% с населением менее 3000 человек, 153124 сельских поселений, 13% пустых поселений и 36% с населением до 10 человек.

Обращается внимание на низкое качество в ряде случаев документов градостроительного планирования, генеральных планов. Все это не может оставить равнодушной профессиональную часть проектировщиков, всего проектного сообщества, как элемента гражданского общества.

Что делать — намечено. Сформулированы направления Всероссийской конференции «Основные направления развития проектной деятельности в условиях саморегулирования» (28 июня 2012 года г. Москва) и VII, VIII Съездами НОП. Выделены четыре направления:

– совершенствование институциональной системы, т. е. подготовка новых и внесение поправок в действующие нормативные и правовые акты;

– повышение роли проектной деятельности в инновационном развитии и модернизации экономики через изменения ее роли и места при разработке планов развития на региональном и федеральном уровне, особенно применительно к реальной сфере экономики;

– повышение инновационности и качества, энергоэффективности проектных решений на основе взаимодействия с научно-проектными, опытно-конструкторскими, технологическими, строительными, эксплуатационными и организациями и предприятиями, развитие нормативно-методической и программно-математической обеспеченности;

– развитие системы саморегулирования проектной деятельности, оптимизация структуры НОП и входящих в него подразделений (Комитеты, Координационные Совета, региональные представители), создание системы стандартизации профессиональной деятельности (стандарты, повышение квалификации, аттестация и т. п.).

Сегодня необходим перечень первоочередных конкретных задач, организация работы и механизмов реализации. Попробуем обосновать их приоритетность, двигаясь от общего к частному.

Реформирование экономики трансформировало проектно-строительный комплекс, превратив его в инвестиционно-строительную сферу — структурную составляющую народного хозяйства (общественного производства), представляющую собой совокупность отраслей и организаций, осуществляющих аккумуляцию инвестиционных ресурсов и долгосрочные вложения в экономику в виде создания готовой строительной продукции (зданий и сооружений, объектов различного назначения) с целью получения прибыли, социально-экономического или другого полезного эффекта.

Градостроительный кодекс 190-ФЗ от 29.12.2004 г. определил градостроительную деятельность как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Градостроительную деятельность невозможно отрывать от инвестиционной.

Инвестиции — это краткосрочные и долгосрочные вложения капитала, а также затраты, связанные с приростом оборотного капитала при создании новых производств и подготовки инвестиционного проекта. Инвестиции в основной капитал связаны с затратами на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы — составная часть инвестиционного процесса и, соответственно, финансирование на проектную деятельность — часть инвестиционных затрат.

Статья 48 п. 1 Градостроительного кодекса в редакции Федерального закона № 243-ФЗ от 18.07.2011 г. определяет архитектурно-строительное проектирование, как подготовку проектной документации к объектам капитального строительства и их частями, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка, принадлежащего застройщику, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства с частью 122 этой статьи.

П. 12 ст. 48 определен состав проектной документации объектов капитального строительства, п. 13 – линейных объектов, п. 14 — объектов использования атомной энергии, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности. Устанавливают порядок определения состава и требования к содержанию разделов проектной документации.

Напрашивается логический вывод. Градостроительный кодекс в настоящей редакции не отражает комплекса задач, решаемых в инвестиционно-строительном проекте: выбор земельного участка, размещение объекта, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, маркетинговых, социологических исследований, разработку бизнес-плана, определения эффективности инвестиций, социальных, экологических и других последствий, обоснования выбранной технологии; без решения которых и участия специалистов проектировщиков в их решении невозможно качественно разработать проектную документацию и определить потребность в инвестициях.

Проектную деятельность с учетом этого следует понимать как составную часть градостроительной деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, инвестиционного, технологического, архитектурно-строительного проектирования.

С другой стороны проектная деятельность (далее ПД) это сфера производства интеллектуальных продуктов в инвестиционном процессе, результатом которой является проектная документация, разрабатываемая в соответствии с заданием на проектирование заказчиков, удовлетворяющая нормативно-правовым требованиям, являющаяся нематериальным активом, имеющим ценность и рыночную стоимость, авторов и право на защиту и охрану авторских прав, определяющая в конечном итоге качество конечного продукта (города, поселка, объекта недвижимости).

Необходимо это учитывать и готовить поправки в пункт 1 статьи 1, а также статью 48 Градостроительного кодекса. Причем целесообразно изменить название статьи 48, в более полной мере отражающей ее содержание. Например, проектирование зданий, сооружений, комплексов, кварталов, поселений, городов.

Содержание этой статьи должно учитывать то, что ПД является частью инновационно-инвестиционного сектора в воспроизводстве и технологическом прогрессе, представляет собой подсистему развития экономики, повышения ее технологического уровня и конкурентоспособности. При проектировании закладываются результаты научных исследований, НИОКР, инновационное освоение научно-технических достижений и изобретений в виде проектов новых поколений производственных комплексов недвижимости, техники и технологии, средств труда, технического перевооружения и модернизации.

ПД связана с формированием социально-экономической политики государства, региона, инновационными, инвестиционными направлениями этой политики. Решения по инвестиционным процессам формируют планы, программы, бюджеты. ПД через нормативную и законодательную базу находится в правовой зоне. Через закладываемые в проекты технологические решения и применяемое оборудование формируется научно-технический уровень экономики отраслей, отдельных организаций.

На стадии прединвестиционных исследований, через реализацию федеральных и региональных инвестиционных программ, проектное сообщество должно участвовать в технико-экономическом обосновании проектов, выборе стратегии территориального развития, а на инвестиционной стадии - разрабатывать проектную документацию. Без проектной проработки нельзя достоверно определить ни инвестиции на реализацию проектов и программ, ни необходимое финансовое и ресурсное обеспечение.

Анализ внешних и внутренних условий ПД показывает наличие факторов требующих учета: изменения в нормативном, правовом поле (институциональной системы), разрушения структуры деятельности, функциональных цепочек, ориентации экономических агентов и экономики, целей и задач развития экономики России, условий и источников финансирования, конкуренции на рынке проектных работ, вступление России в ВТО, появление новых административных барьеров. Изменилась структура проектного сообщества, развивается система саморегулирования ПД, появились саморегулируемые организации, их коллегиальные органы, Национальное объединение, Совет НОП, комитеты, секции. Претерпела трансформацию системы обеспечения персоналом проектных организаций, качества проектной документации, освоения нормативной базы, инноваций, научных разработок, технологического проектирования.

Налицо наличие комплекса проблем, требующих решения для перехода ПД на новый качественный уровень. Корневые проблемы прежде всего связаны с недооценкой значимости ПД в развитии экономики страны, что нашло отражение в Положениях Градостроительного кодекса, степени привлечения проектного сообщества к совершенствованию нормативной и правовой базы, объеме выделяемых финансовых ресурсов на проектирование, в участии специалистов проектных организаций в инвестиционно-строительных проектах.

Видение значимости ПД, по нашему мнению, заключается в стремлении проектного сообщества работать ради достижения ускорения производственного-экономического и социального развития Российской Федерации для обеспечения конкурентоспособности экономики, повышения качества жизни населения, экономической безопасности и обороноспособности.

Видение определяет миссию проектного сообщества и его ПД — стать двигателем локомотива модернизации экономики и определяет подходы к разработке стратегии развития проектной деятельности.

Достижение целей развития предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса, государства, направленных на координацию усилий всех сторон. Воплощение в практику жизни общества формулы развития «демократия – человек – технологии», возможно на основе развития частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры. Институты саморегулирования, вошедшие в деятельность проектных организаций, являются, на наш взгляд, таким партнерством, которое необходимо углублять, совершенствовать и развивать.

Повышение значимости возможно только путем изменений государственной политики в сфере проектной деятельности.

Государственная политика должна носить в ПД комплексный характер, нацеленный на формирование эффективной, рациональной структуры проектных организаций, которая устраивала бы как отдельные организации, так и общество в целом, способствуя устойчивому инновационному развитию. На первое место выступает проблема технологической зависимости, она актуальна не только для российской экономики. По имеющимся данным, превышение продаж технологий за рубеж над покупками положительно только в США, во всех остальных странах мира баланс отрицательный. Уменьшение технологической зависимости возможно на основе объединения проектных организаций в региональные кластеры, там где региональные рынки преимущественно обеспечивают экономический рост, идет развитие технологической базы машиностроения и промышленности, выпускающей товары народного потребления. Такие кластеры могут наладить взаимодействие с крупнейшими российским корпорациями, в том числе вновь создаваемых и созданных объединенных государственных корпораций ответственных за рынок инноваций. Эти корпорации должны иметь проектные подразделения или проектные институты для технологического проектирования. Это может обеспечить развитие в ПД информационно-коммуникативных, инновационных услуг, инжинирингового бизнеса.

Без включения ПД в интегрирование с высшим образованием, научными исследованиями и разработчиками при формировании национальной и региональных инновационных систем не может быть решена проблема в экономике культуры систематического управления изменениями.

Необходимо участие проектного сообщества в разработке градостроительной доктрины, учитывающей реалии развития РФ в условиях формирования рыночной системы хозяйствования и глобализации экономических процессов.

Изложенное позволяет сформировать ближайшие цели и круг задач, который необходимо решать. Выявление складывающих направлений реформирование проектной деятельности возможно только на основе анализа функционально-структурных изменений за последние двадцать лет и факторов тормозящих и способствующих развитию. Это позволяет систематизировать проблемы и обосновать подходы, значимость возможностей и рисков, в том числе вступление России в ВТО, оценить человеческий и интеллектуальный потенциал проектного сообщества, подготовить предложения по системе индикаторов, оценивающих эффективность проектной деятельности и ее вклад в социально-экономическое развитие, а также наметить подходы к изменениям в системе саморегулирования, к срокам и очередности их проведения.

Достижение этих целей и связанных с ними задач позволит инициировать НОП рассмотрение органами власти находящимися в настоящее время в разработке двух документов: «Концепция стратегии развития проектной деятельности в условиях саморегулирования до 2020 года», «Проект “Дорожная карта – проектная деятельность” — двигатель локомотива модернизации экономики». В процессе разработки этих документов будут подготовлены предложения по поправкам к Градостроительному кодексу, стандарты профессиональной деятельности проектировщиков (архитекторов, инженеров).

Советом Национального объединения проектировщиков создано новое структурное подразделение — постоянно действующая междисциплинарная рабочая группа (ПДМРГ), цель которой координировать и объединить усилия комитетов по разработке стратегически значимых для проектного сообщества документов и действий. В состав ПДМРГ вошли 7 председателей Комитетов Совета НОП. Идет работа по согласованию технических заданий на 2013 г. Только в совместной слаженной работе можно добиться положительных результатов. Приглашаю к сотрудничеству и участию в работе ПДМРГ всех заинтересованных специалистов. С развернутой программой можно ознакомиться на сайте НОП.

Б. В. Генералов
член Совета НОП,
руководитель ПДМРГ


М.М. Посохин: «В работе обеспечиваем открытость»

«Важнейшее значение имеет созданная в Национальном объединении проектировщиков система Окружных конференций, координаторов СРО по федеральным округам и Москве и региональных представителей в субъектах Российской Федерации. Благодаря этим институтам осуществляется тесное взаимодействие НОП с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и с региональными органами государственной власти. 
Деятельность координаторов СРО и региональных представителей в субъектах Российской Федерации позволяет обеспечить выработку консолидированного мнения профессионального сообщества по вопросам совершенствования деятельности в области архитектурно-строительного проектирования, в том числе в виде конкретных предложений в законодательные, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы. Обеспечивается представление интересов Национального объединения в регионах, взаимодействие Национального объединения, саморегулируемых организаций и их членов с органами государственной власти в регионах, информирование саморегулируемых организаций и их членов об изменениях нормативной правовой базы, содействие реализации принятых решений советов и съездов Национального объединения и участие в значимых мероприятиях, проводимых в регионах» 

Президент Национального 
объединения проектировщиков, 
Народный архитектор России 
Академик

Анонсы мероприятий НОП


Показать все анонсы

Анонсы отраслевых мероприятий


Показать все анонсы