Публикации о саморегулировании

Фотогалерея

Copyright

Россия: саморегулирование на марше

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Россия: саморегулирование на марше

15 мая 2012 г

Российский бизнес развивается не только количественно, но и качественно. Об этом говорит рост числа саморегулируемых организаций (СРО), а также число фирм, в них вступающих. Сегодня членами СРО являются примерно 200 тыс. компаний. Это в 4 раза больше, чем в 2010 году, когда эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства начали мониторинг саморегулирования.

Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности в России имеет более чем десятилетнюю историю. За это время получили развитие все формы организаций: как с обязательным членством, так и с добровольным. Интерес к саморегулированию резко вырос после принятия в декабре 2007 года Федерального закона № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». В связи с этим возникла задача не только оценки уровня развития добровольного саморегулирования в регионах России, но и проведения на регулярной основе оценки степени полноты, последовательности, оперативности и результативности реализации решений по делегированию отдельных государственных полномочий саморегулируемым организациям.

В основу мониторинга положен относительно простой, но вместе с тем объективный и наиболее показательный параметр – количество саморегулируемых организаций (СРО) и их членов, осуществляющих свою деятельность на территории региона.

В начале проведения мониторинга в России существовало три сферы деятельности с обязательным членством: арбитражные управляющие организации, оценочная деятельность и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. С тех пор к сфере с обязательным членством были также отнесены строительство, аудиторская деятельность, деятельность в области энергетического обследования. С 1 февраля 2010 года Росреестр начал регистрацию СРО в различных отраслях экономики, членство в которых не предусмотрено специальным законодательством.

За время проведения мониторингов число саморегулируемых организаций увеличилось более чем в 4 раза. С 241 их количество выросло до 1003 СРО. Больше всего число СРО увеличилось в сфере строительства: их численность на момент проведения последнего, пятого раунда мониторинга составила 442 организации, тогда как первый раунд зафиксировал 78 таких организаций. Наибольшее увеличение числа членов СРО произошло в сфере аудиторской деятельности – почти 18-кратный рост, в сфере энергоаудита – рост более чем в 11 раз.

В сферах деятельности, членство в которых не предусматривается специальным законодательством, Россреестром было зарегистрировано 245 саморегулируемых организаций. На данный момент 29% организаций, включенных в государственный реестр СРО, действуют в сфере управления недвижимостью и ЖКХ, 13,5% СРО объединяют субъектов предпринимательской деятельности в сфере обеспечения промышленной и пожарной безопасности.

Как свидетельствуют данные пятого раунда мониторинга развития саморегулирования в России, проведенного экспертами НИСИПП, по уровню развития саморегулирования в рейтинге субъектов федерации произошли изменения, отражающие развитие саморегулирования в сфере энергетического обследования.

Наибольшая степень развития СРО отмечена в Москве, Московской области и Ростовской области. Санкт-Петербург переместился с 3-го на 4-е место, Краснодарский край – с 8-го на 5-е место, Самарская область опустилась с 5-го на 6-е место, а Свердловская область – с 4-го на 7-е место. Если Ярославская область опустилась с 6-го на 8-е место, то Воронежская область поднялась с 21-го на 9-е, а Красноярский край с 15-го вышел 10-е место. По сравнению с четвертым раундом мониторинга из десятки лидеров выбыли Волгоградская и Тюменская области.

Сегодня в России по-прежнему наблюдается необходимость совершенствования форм публичного регулирования экономической деятельности, одним из направлений которого является переход к механизмам рыночного саморегулирования. По мнению Дмитрия Медведева, власть должна смелее расставаться со своими полномочиями, передавая их гражданскому обществу и бизнесу. «В принципе, по-хорошему, государственным курсом должна стать замена государственного регулирования на активную деятельность саморегулируемых организаций. Правда, это не везде и не во всех организациях можно, но там, где можно, это делать необходимо», – заявил он.

Сходное мнение высказывал и новый президент России Владимир Путин. «Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Государство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности. Одно из важных решений здесь – это развитие саморегулируемых организаций, компетенции и возможности которых должны расширяться. С другой стороны, сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности», – говорится в его статье.

Москва постоянно занимает первые места рейтинга и является самым стабильным регионом в отношении уровня развития саморегулирования. Московская, Ростовская и Оренбургская области стабильно улучшали свои позиции за период проведения мониторинга. Для Республики Удмуртия, Ставропольского края и Ульяновской области характерны значительные колебания рейтинга и, следовательно, неравномерное по сравнению с другими регионами развитие саморегулирования.

Только 4 региона по результатам пяти раундов мониторинга не покидали первую десятку рейтинга. Это Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область и Краснодарский край. Московская и Ростовская области показали наибольший рост развития саморегулирования с момента начала мониторинга. В Пермском крае, занимавшем 2-е место рейтинга по результатам 1-го и 2-го раундов мониторинга, развитие саморегулирования замедлилось, что сказалось на общем рейтинге региона.

Игорь Пономарев,
ТПП-Информ http://www.tpp-inform.ru


М.М. Посохин: «В работе обеспечиваем открытость»

«Важнейшее значение имеет созданная в Национальном объединении проектировщиков система Окружных конференций, координаторов СРО по федеральным округам и Москве и региональных представителей в субъектах Российской Федерации. Благодаря этим институтам осуществляется тесное взаимодействие НОП с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и с региональными органами государственной власти. 
Деятельность координаторов СРО и региональных представителей в субъектах Российской Федерации позволяет обеспечить выработку консолидированного мнения профессионального сообщества по вопросам совершенствования деятельности в области архитектурно-строительного проектирования, в том числе в виде конкретных предложений в законодательные, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы. Обеспечивается представление интересов Национального объединения в регионах, взаимодействие Национального объединения, саморегулируемых организаций и их членов с органами государственной власти в регионах, информирование саморегулируемых организаций и их членов об изменениях нормативной правовой базы, содействие реализации принятых решений советов и съездов Национального объединения и участие в значимых мероприятиях, проводимых в регионах» 

Президент Национального 
объединения проектировщиков, 
Народный архитектор России 
Академик

Анонсы мероприятий НОП


Показать все анонсы

Анонсы отраслевых мероприятий


Показать все анонсы